Как подобрать оптимальную образовательную нагрузку по возрасту ребенка?

Существует стереотип, что самостоятельно ребенок развиваться не может, нужно приложить усилия, вложить средства в его обучение, обязательно загрузить полезными активностями, чтобы ему было некогда скучать. Поэтому родители начинают искать для ребенка секции и кружки с самого рождения.

Каждый раз, когда в БДДТ просят принять ребенка от 1 до 3,5 лет, мы доносим до родителей малышей, что для поступления на обучение необходимо немного подрасти. Освоить, как минимум, такие навыки как умение заниматься самостоятельно, без родителя рядом. Важно осознанное желание посещать занятие, отсутствие страха перед групповыми тренировками с преподавателем, чувство ритма, умение считать, чтобы выполнять движения под счет, музыкальный слух и не только. Для каждого вида занятий – свои требования к базовому уровню умений и навыков. Нельзя научить ребенка петь, пока он не освоит осознанную речь и не будет понимать речь, обращенную к нему.

Ребенку нужно очень многое узнать и освоить, научиться управлять своим телом и эмоциями, прежде чем он сделает первые шаги в профессиональном спорте или хореографии и т.д.

Дети часто одновременно посещают три – четыре кружка – спортивную секцию или танцы, бассейн, иностранный язык, общеразвивающие и декоративно-прикладные занятия. Психологи и педагоги стали чаще замечать усталость детей на занятиях, сонливость и вялость, родители могут отмечать вечерние истерики, перепады настроения. Это прямое следствие повышенной нагрузки на неокрепшую нервную систему ребенка.

Напомним, что в дошкольном возрасте основной является игровая деятельность. Через игру ребенок познает мир. Он должен наиграться в детстве. Если пропустить этап игры и перескочить сразу на учебную деятельность, то будут упущены важнейшие сензитивные периоды, недоразвитыми останутся мозговые структуры, не сформируются нейронные связи. Так же, как и ползание необходимый этап перед прямохождением, так игра – перед обучением.

Баланс между счастьем и здоровьем и «опережающим» развитием ребенка в простом понимании – всему своё время. Не нужно торопить ребенка развиваться и загружать всевозможными занятиями. 2х кружков в неделю вполне достаточно.

Для того, чтобы подобрать оптимальную нагрузку и занятие по душе, родителям важно учитывать тип темперамента, особенности характера ребенка, подмечать предрасположенность к той или иной деятельности, сферу интересов ребенка и его психо-физиологические возможности.

Проблема выбора дополнительного образования часто встаёт перед родителем и ребенком. Мы ориентируем родителей и детей на то, что можно и нужно попробовать всё, к чему потянется ребенок. Если он проходит месяц и бросит занятия – ничего страшного, значит – это не в его сфере интересов. Ни в коем случае не ругать ребенка за это, а искать вместе и открывать новые способы выражения и развития. Если мальчик хочет танцевать классический танец – нужно дать ему эту возможность, если девочка хочет в не женский спорт, значит нужно выбрать подходящего тренера. Дети не видят гендерных стереотипов, они отдаются тому, что их увлекает. Если ребенок сам не знает, чего он хочет, значит нужно искать вместе то, что ему станет интересно.

педагог-психолог МБУДО БДДТ Анастасия Афанасенко